Значения тормозных сил на колесах грузовых автомобилей и автобусов, требуемые для определения работоспособного состояния тормозной системы, приведены в «Руководстве по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта» (РД 200 РСФСР 15-0150-81). Их значения содержит табл. 3.7. Значения тормозных сил на колесах легковых автомобилей для диагностирования состояния тормозных систем приведены в «Руководстве по организации диагностирования легковых автомобилей на СТО системы «Автотехобслуживание» (РД 37.009.010-85). Их значения для автомобилей в снаряженном состоянии приведены в табл. 3.8.
Вышеприведенные значения параметров тормозных систем автомобилей удобны для использования, существенно экономят время и повышают производительность диагностических работ. Однако существующих литература содержит далеко не исчерпывающий перечень автомобилей с подобными показателями. В случае их отсутствия необходимо пользоваться стандартной (ГОСТ Р 51709-2001) методикой для определения значений показателей эффективности торможения и устойчивости автомобилей по результатам испытаний. Некоторые элементы этой методики применительно к одиночному автомобилю приведены ниже.
Значение общей удельной тормозной силы γτ определяют по зависимости
γτ = ∑ Рτ / Мg,
где ∑ Рτ – сумма максимальных тормозных сил на колесах автомобиля, Н; М – полная автомобиля, кг; g – ускорение свободного падения, м/с кв.
Относительную разность F, %, тормозных сил колес оси рассчитывают по результатам проверок тормозных сил на колесах автомобиля по формуле:
F = │ (Рτ пр. – Рτ лев / Рτ лев ) │* 100
где Рτ пр Рτ лев – максимальные тормозные силы соответственно на правом и левом колесах проверяемой оси автомобиля, Н.
Тормозная система автомобиля признается выдержавшей испытания, если номенклатура диагностических параметров соответствует требуемой, а их значения соответствуют приведенным нормативам.
Таблица 7.Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
|  
 АТС  |   
 Категория АТС (тягача в составе автопоезда)  |   
 Усилие на органе управления Рп Н, не более  |   
 Тормозной путь АТС, Sτ м, не более  |  
|  
 Пассажирские и грузопассажирские автомобили  |   
 М1  |   
 490  |   
 14,7  |  
|  
 М2, М3  |   
 686  |   
 18,3  |  |
|  
 Легковые автомобили с прицепом  |   
 М1  |   
 490  |   
 14,7  |  
|  
 Грузовые автомобили  |   
 Ν1, Ν2, Ν3  |   
 686  |   
 18,3  |  
|  
 Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом)  |   
 Ν1, Ν2, Ν3  |   
 686  |   
 19,5  |  
Таблица 8
Нормативы эффективности торможения АТС рабочей тормозной системой при проверках в дорожных условиях
|  
 АТС  |   
 Категория АТС (тягача в составе автопоезда)  |   
 Усилие на органе управления Рп, Н, не более  |   
 Установившееся замедление јуст, м/с кв., не менее  |   
 Время срабатывания тормозной системы τср, не более  |  
|  
 Пассажирские и грузопассажирские автомобили  |   
 М1  |   
 490  |   
 5,8  |   
 0,6  |  
|  
 М2, М3  |   
 686  |   
 5,0  |   
 0,8 (1,0)  |  |
|  
 Легковые автомобили с прицепом  |   
 М1  |   
 490  |   
 5,8  |   
 0,6  |  
|  
 Грузовые автомобили  |   
 Ν1, Ν2, Ν3  |   
 686  |   
 5,0  |   
 0,8 (1,0)  |  
|  
 Грузовые автомобили с прицепом (полуприцепом)  |   
 Ν1, Ν2, Ν3  |   
 686  |   
 5,0  |   
 0,9 (1,3)  |  

