Теоретические основы повышения эффективности деятельности предприятия
Страница 2

С переходом к рыночной экономике изменилась трактовка и иерархия критериев эффективности, их содержание. Поскольку основной целью предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений является прибыль, то в качестве критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат капитала (ресурсов) при высоком качестве труда и обеспечении конкурентоспособности продукции. Поэтому в качестве результата для оценки функционирования предприятия лучше всего подходит прибыль, получение которой является главной целью любого субъекта хозяйствования в условиях рыночной экономики. Использование того или иного показателя прибыли для оценки эффективности работы предприятия зависит от цели анализа, а также от категории заинтересованных лиц.

Прибыль – это абсолютный финансовый эффект и сам по себе он не может характеризовать уровень эффективности работы предприятия без соотношения с авансированными или потребляемыми ресурсами. Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия чаще всего используют относительные показатели – показатели рентабельности (доходности, прибыльности).

Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности работы предприятия. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

§ Показатели, базирующиеся на затратном подходе, уровень которых определяется соотношением прибыли с затратами;

§ Показатели, характеризующие прибыльность продаж, уровень которых определяется соотношением прибыли с выручкой от реализации продукции;

§ Показатели, в основе которых лежит ресурсный подход, и уровень которых определяют отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансированного капитала.

Наиболее распространенным затратным показателем рентабельности является коэффициент окупаемости (покрытия) затрат, который обычно исчисляется отношением прибыли к сумме операционных затрат. Данный показатель характеризует способность предприятия самостоятельно покрывать свои расходы прибылью. Он очень широко применяется при оценке эффективности работы предприятия.

При исчислении коэффициента окупаемости затрат нужно учитывать реальный финансовый результат, выявленный в процессе реализации продукции, и соотносить его с затратами, приходящимися на реализованную продукцию.

При расчете данного показателя необходимо использовать прибыль от реализации продукции до уплаты процентов и налогов, так как если в расчет принять только чистую прибыль или прибыль до выплаты налогов, то оценка прибыльности продукции будет неполной. И рассчитанный таким путем коэффициент окупаемости затрат будет несопоставим по предприятиям и отраслям из-за разной структуры капитала.

Исходя из вышеизложенного, коэффициент окупаемости затрат по каждому виду продукции и в целом по предприятию должен определяться отношением брутто-прибыли от реализации продукции до выплаты процентов и налогов к затратам по реализованной продукции. Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов, полученная или ожидаемая сумма прибыли или положительного денежного потока от инвестиционной деятельности относится к сумме инвестиционных затрат.

В отличие от изучения показателей рентабельности как окупаемости затрат, концепция рентабельности оборота (нормы прибыльности) состоит в сравнении прибыли с объемом реализованной продукции, которая определяется отношением прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции.

Страницы: 1 2 3 4 5