Теоретические основы повышения эффективности деятельности предприятия
Страница 1

Предприятие как основное звено национальной экономики проходит различные стадии жизненного цикла: создание, расширение, реорганизацию, реформирование, реструктуризацию, период устойчивого и успешного развития, финансовых трудностей и сокращения, хронической неплатежеспособности и санации. Ликвидация субъекта хозяйствования – завершающий этап его экономической истории. От того, насколько эффективно работает предприятие, зависит срок его существования: от нескольких месяцев до ста и более лет. Задача повышения экономической эффективности предприятия и поддержания его на высоком уровне в сравнении с деятельностью конкурентов имеет первостепенное значение.

Эффективность – это экономическая категория, отражающая результативность работы предприятия и характеризующаяся соотношением результата и затрат. Следует отличать понятия «эффект» и «эффективность». Эффект – это любой положительный или отрицательный результат, отражающий ту или иную сторону функционирования организации. Эффективность рассматривается как сопоставление результата и затрат, осуществленных для его получения. Результат и затраты можно рассматривать с различных точек зрения. Результат может быть экономическим, социальным и экологическим. Затраты можно представить в виде текущей стоимости, т.е. издержек, связанных с выпуском продукции, выполнением работ или оказанием услуг. Затраты выступают также в виде капитальной стоимости, т.е. как активы предприятия.

Экономическая эффективность как экономическая категория представляет собой в совокупности результативность всех направлений деятельности субъекта хозяйствования. Ее необходимо количественно измерить для планирования роста, анализа выполнения планов и сопоставления с аналогичными показателями других предприятий, проведения мониторинга и составления рейтинга, стимулирования персонала с целью повышения экономической эффективности предприятия.

Экономическая эффективность предприятия как показатель характеризуется соотношением результата и затрат. Для ее количественной оценки применяются частные и обобщающие показатели. Частные показатели свидетельствуют об эффективности использования отдельного ресурса и результативности каждого конкретного продукта, а обобщающие дают представление об эффективности всех ресурсов или продуктов, а также о результативности предприятия как единого целого. Ранжирование частных и обобщающих показателей дает возможность выделить наиболее важные и менее значимые. Из числа основных обобщающих показателей выбирается один, который является критерием (т.е. мерой) экономической эффективности и характеризует ее уровень.

Целью определения уровня и динамики экономической эффективности предприятия является обоснование рекомендаций по ее повышению.

Частные и обобщающие показатели можно систематизировать по видам ресурсов и продуктов, а также по предприятию и его подразделениям:

- эффективность использования трудовых ресурсов – производительность труда, трудоемкость, зарплатоемкость продукции;

- эффективность использования материальных ресурсов – материалоемкость, энергоемкость продукции;

- эффективность использования основных средств – фондоемкость продукции, рентабельность основного капитала;

- эффективность использования оборотного капитала – оборачиваемость оборотных средств, рентабельность оборотного капитала;

- доходность продукции, работ, услуги;

- рентабельность продукции, товара, предприятия в целом;

- прибыльность продукции, продаж, финансовых операций;

- маржинальный доход.

В зависимости от того, что принимают в качестве эффекта функционирования предприятия – объем производства (реализации) продукции или финансовый результат, - различают показатели производственной эффективности и показатели финансовой эффективности. В условиях плановой системы экономики приоритет отдавался показателям производственной эффективности (производительности труда, фондоотдаче основных средств, материалоотдаче и др.). Хотя данные показатели скорее характеризуют не эффективность, а интенсивность использования ресурсов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Производственно – экономические показатели деятельности предприятия
К основным экономическим показателям деятельности сельхоз – предприятий относятся: объем валовой и товарной продукции , производительность труда и уровень среднегодовой заработной платы работников, себестоимость продукции , валовый и чистый доход , прибыль и уровень рентабельности производства. Под рентабельностью пон ...

Формирование транспортного пакета
А) Формирование транспортного пакета из упаковок магнитофонов Сформируем транспортный пакет из упаковок магнитофонов. Рассчитаем количество отдельных упаковок в пакете. При укладке упаковок в пакете длинной стороной по длинной стороне получим: При укладке упаковок в пакете короткой стороной по длинной стороне способом ...

Компоновочный план
При разработке планировочного плана предприятия опорой послужили: -Функциональная схема организации производства СТОА. -Принцип тяготения производственных участков друг к другу. -Произведенные расчёты. -Нормативные документы. ...