Платные автомобильные дороги: реальность и перспектива
Страница 2

Статьи » Платные автомобильные дороги: реальность и перспектива

Эти же источники можно применять и у нас. При этом весьма интересным представляется выпуск облигаций. Существенное отличие дорожной облигации в том, что она инвестирует конкретный объект, а не какую-то компанию. Владельцу облигации после ввода объекта в эксплуатацию можно было бы предоставить право обмена облигаций на талон бесплатного проезда по объекту с продолжительностью действия талона эквивалентной стоимости имеющихся облигаций. В этом случае, увеличение стоимости проезда по объекту не коснется держателя талона.

Для будущих постоянных пользователей платным объектом такое вложение средств вполне могло бы оказаться выгодным. Особый интерес и особую сложность при эксплуатации платного объекта имеет принцип назначения платы за проезд.

Ведь суммы сбора должны не только возмещать расходы концессионера связанные с созданием содержанием платного объекта, обеспечить погашение кредитов и займов, но и принести прибыль.

В свою очередь плата за проезд должна быть выгодной для пользователя, который может предпочесть альтернативный (бесплатный проезд). Кроме платы за проезд концессионер может извлекать и другую выгоду из объекта: это и доходы от создания объектов сервиса на платном участке, от аренды расположенных в полосе отвода сооружений, размещения рекламы.

Немаловажную роль при установлении платы играет дифференцированное отношение к пользователям: стоимость проезда может, да, наверное, и должна быть разной для легковых и грузовых автомобилей или автобусов. Возможна градация и внутри этих групп.

Как и во многих других странах, в России от платы за проезд освобождаются автомобили скорой помощи, пожарной службы, оперативные машины спецслужб.

Каково же современное положение дел с платными дорожными объектами в регионе?

Началом послужило постановление Правительства РФ о проведении эксперимента по строительству за счет банковских кредитов с последующей эксплуатацией на коммерческой основе моста через р. Дон в Воронежской области. В 1993 г. объект был сдан и до сих пор эксплуатируется как платный.

Опыт эксплуатации мостового перехода показал, что передача его в эксплуатацию на коммерческой основе позволила обеспечить высокий уровень обслуживания пользователей: имеется освещение, силовые ограждения, светоотражающая разметка, катафоты, поддерживается чистота и порядок. Оплата принимается через кассы с выдачей чеков или по абонементам. Введена система льгот для специальных автомобилей, инвалидов, других категорий пользователей. Приемка и оценка состояния участка проводится еженедельно. Налажена система приема замечаний от пользователей дорог по телефону. В результате до 90 % водителей предпочитают движение по мостовому переходу бесплатному альтернативному маршруту. В течение 1997-1998 годов за счет взимания платы за проезд было компенсировано около 30 % стоимости содержания объекта.

Учитывая положительный опыт эксплуатации мостового перехода через р. Дон в 1996 году при строительстве автомобильной дороги Воронеж-Тамбов был создан платный участок в районе г. Воронеж. Здесь были исключены некоторые ошибки первого опыта, усовершенствована система сбора платы за проезд, например, установлен шлагбаум, работающий синхронно с кассовым аппаратом, внедряются пластиковые магнитные карточки, компьютерный учет. При уровне оплаты аналогичном установленному на мостовом переходе через р. Дон сбор платы за проезд на этом участке составляет около 40 % от стоимости его эксплуатации.

В 1998 году ФДС России были разработаны предложения и проекты создания ряда платных автомобильных дорог и мостов в других регионах: на магистрали М-10 "Скандинавия" на участке С-Петербург-Выборг (81 км, 2 полосы движения) на магистрали "Дон" на участке МКАД-Кашира (103 км, 4 полосы движения), мостовой переход через р. Волга в Ульяновске (5.7 км), автодорога Абинск-Кабардинка в Краснодарском крае (34 км, 4 полосы движения), обход г. Вышний Волочек на магистрали М-10 "Россия" (46 км, 2 полосы движения), обход г. Уссурийска на автодороге Хабаровск-Владивосток (32.8 км, 4 полосы). Сегодня в ФДС России имеется 26 инвестиционных проектов с разной степенью проработки: от наличия бизнес-плана до полного комплекта документации Все они были предложены вниманию российских и зарубежных потенциальных инвесторов на прошедшей в ноябре 1998 г. в Москве международной конференции "Финансирование автомобильных дорог".

Страницы: 1 2 3 4 5